суббота, 9 февраля 2013 г.

рождество христово обряды и гаданияприметы

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Канун Рождества Христова должен был застать православный люд уже вполне готовым к восприятию благостной вести о рождении Спаса-Христа, несущего на темную землю светлое благоволение. Твердо помнил простой русский человек притчу, гласящую о том, что не следует приходить на пир в печальной одежде. Потому-то и спешил он, потому-то и старался всеми силами сбросить со своих плеч черную тяготу забот и, запасшись всем, что Бог даст к празднику, ждал, с благоговейной тишиной в душе, появления на небе первой вечерней звезды, веруя, что это загорается та самая звезда, которая два тысячелетия тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божьего в иудейском Вифлееме. Целый день не принимали никакой пищи благочестивые люди, помня о преданиях отцов и дедов, чтобы, по завещанному теми уставу, встретить грядущего в мир Спасителя мира. Ели только после первой звезды, причем сама еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обыкновенно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходил во двор и приносил вязанку соломы или сена, застилал ими передний угол и прилавок, покрывал чистой скатертью или полотенцем и на приготовленном месте, под самыми образами, ставил не обмолоченный сноп ржи и кутью. Когда, таким образом, все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза. Солома и не обмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника Рождества. Они знаменовали собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются за поворотом солнца с зимы на лето. Садовые же растения и плоды, а также подсолнечные зерна считаются в народной мифологии символом оплодотворяющего землю дождя. Кутья, или каша, разведенная медом, также имела символическое значение. Она знаменовала собой плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подавалась с маслом). Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась в благоговейной тишине и почти молитвенном настроении, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры.  По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состояла в том, что парни, девушки и мальчики собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им давали копейки, хлеб, а иногда и потчевали водкой. «Коляда» слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей народного быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям. Так, на севере называли колядою рождественский сочельник, колядованием обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии колядой назывались подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных областях называли этим именем сам праздник Рождества и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означает славить Христа. Но в устах смоленского мужика оно имело совсем иное значение побираться, просить милостыню утрачивая, таким образом, даже свой настоящий смысл. В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. Песни-колядки, которыми величали новорожденного Христа, отличались большим разнообразием и зачастую свидетельствовали о глубокой древности своего происхождения. В одной из них, например, пелось о том, как «Божья Мати в полозе лежит, Сыночка родит; Сына вродила, в море скупала »  Из колядования выработался интересный обычай «цыганичанья», который состоял в том, что в первые два дня великого праздника молодые девушки, одевшись в разноцветные и сшитые не по росту платья, накидывали себе на плечи большие распущенные платки (на манер цыганского костюма) и ходили по дворам и домам одни с гармонью и балалайкой в руках, а другие с лукошками. Вся эта веселая ватага распевала цыганские песни, играла, плясала и выпрашивала все, что попадется на глаза, причем, в случае отказа хозяев, «по цыганской совести» бесцеремонно тащили все, что плохо лежит. Часто случалось, что эти русские «цыганки» уносили разные вещи у своих соседей, но соседи редко обижались и обыкновенно предлагали выкуп за свое добро. На вырученные деньги девушки покупали себе гостинцев на весь праздник, причем обычай запрещал, чтобы на наколядованные деньги покупалось что-нибудь полезное.  Кроме деревенской молодежи, случалось, в колядовании принимало участие и сельское духовенство, правда, обычай этот распространен был чрезвычайно мало и имел местное значение. Как на оригинальную особенность, связанную с колядованием, нужно еще указать на следующий обычай. Мальчишки 7-10 лет ходили по избам собирать лучины на вечера, причем распевали такие песни: Коляда ты, коляда, Заходила коляда, Записала коляда, Государева двора, Государев двор среди Москвы, Середь каменной. Кумушка-голубушка, Пожертвуйте лучинки На святые вечера, На игрища, на сборища Если лучины дали, то в благодарность еще пели: «Спасибо, кума, лебедь белая моя, ты не праздничала, на базар гулять ходила, себе шелку накупила, ширинки вышивала, дружку милому отдавала. Дай тебе, Господи, сорок коров, пятьдесят поросят, да сорок курочек » Если же лучины не дали, то пожелания принимали совсем другой характер: «Дай же тебе Господи одна корова и та нездорова, по полю пошла, и та пропала». День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинались те бесшабашные празднества, которые заканчивались поголовным пьянством и неизбежными в таких случаях бесчинствами и драками. Пили очень много; в некоторых местах существовал даже обычай, в силу которого каждый, кто хочет, будь то знакомый, незнакомый, русский, татарин, мордвин все равно, может зайти в любую избу и пить, сколько угодно, причем никто из хозяев не скажет ему ни слова. К концу дня обыкновенно все мужики за 25 лет еле ноги волочили, многие женщины тоже. Среди этого разливанного моря и ненасытного разгула отрадное исключение составляла только деревенская детвора (и отчасти парни и девушки), которые ходили по дворам и славили Христа. Славильщики обыкновенно пели тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляли так называемые присказки. Вот одна из таких присказок: Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, В яслях положила. Звезда ясно сияла, Трем царям путь показала Три царя приходили, Богу дары приносили, На колени припадали, Христа величали. Славильщиков крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы, по поверью, наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяли мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих.  По старинному преданию, накану

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБРЯДЫ, КОЛЯДКИ

Вторник, 05.02.2013, 15:31

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБРЯДЫ, КОЛЯДКИ - Народные приметы - Магия - Каталог статей - Мэджик Леди - сайт для женщин

Комментариев нет:

Отправить комментарий